МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

Проект Шахматы в школе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4 классы

 

 

 

Проект «Шахматы в школе»

 

«Обучение шахматной игре должно быть воспитанием
способности самостоятельно мыслить»

Эммануил Ласкер, немецкий шахматист и математик
     
Внедрение шахматного образования помогает расширить границы точных наук, способствует развитию интеллектуальных способностей обучающихся, формированию интеллектуально-нравственной культуры обучающихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования,  всестороннему развитию личности, развитию у обучающихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также позволяет повысить интеллект.

Что дают ребёнку шахматы (аргументы «за»):

  • умение мыслить логически и стратегически;
  • включение в работу сразу двух полушарий;
  • усидчивость;
  • хорошую память;
  • способность к быстрой концентрации внимания;
  • искусство «держать удар»;
  • уравновешенность;
  • ответственность за свои действия.

В 2018, 2019 годах реализация проекта «Шахматы в школе» в МБОУ ООШ 15 п. Верхневеденеевского осуществляется через занятия внеурочной деятельности в начальной школе. Занятия проводятся в классных кабинетах. Руководитель кружка «Шахматы» в 1-4 классах – Трунов Рашид Викторович, учитель физической культуры.
Для реализации шахматного образования разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» на основе авторской программы «Шахматы – школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Нормативные документы
Региональный уровень

  • письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.05.2018 года № 47-13-9401/18 «О ведении обучения шахматам в образовательных организациях в 2018-2019 учебном году»;
  • методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края по организации обучения шахматам в I-IV классах в 2018-2019 учебном году;
  • приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 24.09.2019 года № 3721 «О реализации проекта «Шахматы в школе» в общеобразовательных организациях Краснодарского края в 2019-2020 учебном году».

Муниципальный уровень

  • приказ управления образованием администрации муниципального образования Белореченский район от 30.07.2018 года № 1004 «О ведении обучения шахматам в общеобразовательных организациях муниципального образования Белореченский район в 2018-2019 учебном году»;
  • приказ управления образованием администрации муниципального образования Белореченский район от 02.10.2019 года № 1406 «Об участии и реализации проекта «Шахматы в школе» в общеобразовательных организациях в 2019-2020 учебном году.

Школьный уровень

  • приказ ОО от 27.08.2018 года № 147 «Об организации обучения шахматам в 2018-2019 учебном году»;
  • приказ ОО от 31.08.2019 года № 282 «О реализации шахматного образования в 2019-2020 учебном году»;
  • план внеурочной деятельности для 1-4 классов, реализующих ФГОС начального общего образования, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 15 посёлка Верхневеденеевского муниципального образования Белореченский район;
  • рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы».

Оборудование


Название

Количество

Шахматы и шахматные доски

15 компл.

Интерактивная доска

1 шт.

Мультимедийный проектор

1 шт.

Компьютер

1 шт.

Кадровые условия


Фамилия, имя, отчество

Должность

Класс

Курсы повышения квалификации (дата, место прохождения, название курсов, количество часов)

1

Трунов Рашид Викторович

учитель физической культуры

1-4

«Теория и методические основы преподавания курса «Шахматы», ноябрь 2018г., 36 ч, г. Краснодар, ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, игровые ситуации, чтение дидактических сказок. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке. В шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке определенных свойств характера. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ПРИГЛАШАЕМ ВАС И ВАШИХ ДЕТЕЙ В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ШАХМАТ!